В третьих, это создание суверенными государствами – бывшими республиками СССР акционерных обществ, которые могли бы взять на себя ряд функций по сохранению и развитию легковой автомобильной отрасли. К таким функциям относятся разработка программ национального развития автомобилестроения, определение номенклатуры автотранспортных средств и потребности в них, оценка экономической целесообразности создания их производства, сохранение и развитие кооперационных связей, организация совместных производств и совместных научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, поиск инвесторов для проведения разработок и организации выпуска отдельных изделий. Такая работа уже началась на Волжском автозаводе и успешно работает.
Серьезной возможностью оживления производственно–коммерческой деятельности для производителей автомобилей могут быть, в четвертых, кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их поставщиками, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, то есть главной задачей автомобилестроения России. Причем здесь не только не исключается, а наоборот, даже приветствуется взаимодействие и в форме совместных предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, которые ‘‘хлынут’‘ к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, совершенно противоестественного для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность). Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он – удовольствие недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо высокой организационной четкости.
Должны получить развитие мелкие отечественные производственные подразделения, отделившиеся от основного предприятия в самостоятельные (производство мелких серий экспериментальных моделей, некоторых комплектующих, проведение ‘‘тюнинга’‘ (доработки) отечественных автомобилей). Причем обязательным условием их самостоятельности и долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще говоря, работа на чистоплотных началах). Примеры таких фирм уже есть – фирма ПСА ‘‘Бронто’‘ является дочерним предприятием Волжского автозавода, занимается выпуском мелких партий длиннообразной ‘‘Нивы’‘, фирма ‘‘Лада Инжиниринг’‘, занимающаяся доводкой вазовских переднеприводных автомобилей (семейство ‘‘Самар’‘ – ‘‘ВАЗ’‘ 2108, 2109, 21099 и 2115, а также ‘‘десятое’‘ семейство – ‘‘ВАЗ’‘ 2110, 2111, 2112), фирма ‘‘НижегородсМоторс’‘, которая занимается установкой на автомобили ‘‘Волга’‘ трансмиссии, ходовой части и двигателей ‘‘Тойота’‘. В городе Энгельсе Саратовской области работает фирма ‘‘РТКЦ ГАЗ АТО’‘, которая помимо осуществления функций дилера Горьковского автозавода и технического центра по ремонту газовских автомобилей также занимается установкой на автомобили ‘‘Волга’‘ силовые агрегаты ‘‘Ровер’‘.
Автозаводы России располагают вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец, значительным парком демонтированного специального и агрегатного оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное – собственные силы.
Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможных. Но они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для последующего роста. Однако требуемых темпов развития производства автомобилей они не обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран.
Приложение А Производство легковых автомобилей в России за 1999 и 2000 годы
Предприятие–изготовитель, модель |
2000 |
1999 |
Темп (%) |
Российская Федерация (всего) |
968955 |
954020 |
101.6 |
АМО ‘‘ЗИЛ’‘, Москва |
8 |
11 |
72.7 |
ОАО ‘‘АвтоГАЗ’‘, Нижний Новгород |
116319 |
125468 |
92.7 |
В том числе: ‘‘ГАЗ’‘ 3102 |
11432 |
14668 |
77.9 |
‘‘ГАЗ’‘ 3110 |
104834 |
110818 |
94.6 |
‘‘ГАЗ’‘ 3111 |
53 |
– |
– |
ОАО ‘‘КамАЗ’‘, Набережные Челны (‘‘ЗМА’‘) |
33561 |
28002 |
119.9 |
ОАО ‘‘АвтоВАЗ’‘, Тольятти |
705561 |
677687 |
104.1 |
В том числе: ‘‘ВАЗ’‘ 21043 |
54646 |
53153 |
102.8 |
‘‘ВАЗ’‘ 21053 |
35123 |
56029 |
62.7 |
‘‘ВАЗ’‘ 2106 |
63491 |
82547 |
76.9 |
‘‘ВАЗ’‘ 2107 |
108302 |
92131 |
117.6 |
‘‘ВАЗ’‘ 2108 |
14673 |
18305 |
80.2 |
‘‘ВАЗ’‘ 2109 |
69861 |
85560 |
81.7 |
‘‘ВАЗ’‘ 21099 |
105336 |
97100 |
108.5 |
‘‘ВАЗ’‘ 2110 |
91002 |
100700 |
90.4 |
‘‘ВАЗ’‘ 21213 |
66566 |
65065 |
102.3 |
‘‘ВАЗ’‘ 2103 |
21335 |
– |
– |
‘‘ВАЗ’‘ 2111 |
35960 |
14997 |
239.8 |
Другие статьи по технологиям
Расчет надежности электроснабжения подстанции Южная
1.
На основании
статистических данных определить показатели надежности отдельных элементов схемы
электроснабжения подстанции "Южная".
2.
Составить
структурно- ...
Философствующие инженеры и первые философы техники
Мы рассмотрим первых представителей
философии техники с момента ее зарождения: прежде всего в Германии и России в
конце XIX – начале XX веков. В их работах уже содержалась в зачато ...
Чарльз Гудийр
История
открытия Чарльзом Гудийром вулканизации резины – одна из самых запутанных и
непостижимых историй. Этот человек не имел права на успех. Он не обладал нужными
знаниями и под ...